Уход за камнем

3 декабря 2015
Натуральный камень, как и любой другой природный материал, под воздействием окружающей среды подвержен разрушению, как при наружной облицовке, так и при не правильном уходе в отделке интерьеров.
 
Основной уход за натуральным камнем в жилых помещениях сводится к двум главным процедурам очистке и защите. При регулярной уборке достаточно просто вымыть пол, стены из гранита или мрамора чистой водой со специальными жидкостями детергентами слабой концентрации (1:20). Для этих целей рекомендуются такие средства по уходу за натуральным камнем как “Влажная уборка”, “Уход за глянцем” производства немецкой компании Lithofin и турецкой компании “Elkay”. При значительных загрязнениях необходимо использовать эти препараты в более сильной концентрации. Детергенты растворяют и удаляют грязь, а также образуют на поверхности тонкий защитный слой, который в последствии облегчает дальнейшие процедуры по уходу за натуральным камнем. Для достижения наилучшего эффекта советуем нанести эти составы не один, а несколько раз: сначала для удаления грязи, а потом для создания защитной пленки. Если природный камень загрязнен довольно сильно (цемент или разводы известкового налета, следы масла, грязи, каучук, копоти и т.д., рекомендуется использовать щелочные очистители, обладающие сильным обезжиривающим эффектом, такие как “Очиститель цементной вуали”, “Интенсивный очиститель”, “Основной очиститель”, “Аллекс” – производство немецкой фирмы Lithofin. В концентрированном виде эти средства применяются точечно и легко удаляют следы краски, застаренные пятна кофе, масел и даже маркеров. В разведенном состоянии являются хорошими моющими средствами, открывающие поры камня для дальнейшей обработки защитными составами.
 
Для защиты мрамора, гранита, ониксов, агломератов от механических и химических воздействий, от воды, грязи, масел, жира, кофе, вина, фруктовых соков, влаги, косметических средств рекомендуется использовать универсальные полимерные жидкости, которые служат одновременно и защитой, и полиролью. Они не меняют цвет камня, не образуют пленку и при правильном использовании не оставляют никаких следов.
 
Такие средства как “Пятно стоп”, “Основная защита”, “Подчеркивание окраски”, “Укрепитель камня” немецких производителей Lithofin, итальянской компании Tenax и турецкой Elkay довольно просты в применении. Неразбавленный состав следует равномерно нанести тампоном на поверхность до тех пор, пока каменная облицовка не перестанет впитывать жидкость. Затем по прошествии 15 20 минут остатки удаляют и натирают камень сухой тряпкой до зеркального блеска.
 

ОБРАБОТКА ПЯТЕН, ОБРАЗОВАННЫХ ОКИСЛАМИ ЖЕЛЕЗА
 
Способ 1-й. Предварительно растворяют одну массу лимонной кислоты в 6 массах частях воды, к раствору добавляют глицерин в равном объеме и все содержимое хорошо перемешивают. Часть приготовленного раствора потом замешивают с порошком отмученного мела до образования густой пасты, которую и накладывают на поверхность обрабатываемого мрамора толстым слоем. Пасту наносят шпатлевочной лопаткой. Нанесенный слой несколько дней остается мягким. Когда он начнет сохнуть, его следует заменить новым, свежим слоем.
 
Этот способ обработки мраморной скульптуры совершенно безвреден для мрамора, но практически химическое действие лимонной кислоты происходит тем медленнее, чем более интенсивно выражены ржавые пятна.
 
Способ 2-й. Для удаления ржавых пятен применяют 15%-ный раствор лимоннокислого натрия (раствор безвреден для мрамора), которым пропитывают тампон из бязи, фланели или несколько раз сложенной марли. Тампон накладывают в виде компресса (на 34 дня), поверх которого кладут стекло и прижимают его небольшим грузом. Тампон время от времени переворачивают, чтобы раствор равномерно распределялся на поверхности пятна. Для лучшего удержания раствора в тампоне раствор лимоннокислого натрия предварительно смешивают с глицерином в соотношении 1:1.
 
Способ 3-й. Для очистки от глубоко проникших в мрамор ржавых пятен пользуются гипосульфитом. Перед нанесением раствора гипосульфита ржавое пятно предварительно пропитывается лимонной кислотой. Для этого составляют раствор, как и при первом способе, из одной массы лимонной кислоты, растворенной в 6 частях воды. Раствором предварительно смачивают вату или ткань, которые накладываютна пятно на 1015 минут. Если пятно находится на вертикально расположенных деталях скульптуры, то на него накладывают кристаллыгипосульфита, смоченные водой, и затем кристаллы покрывают густой кашицей отмученного мела, смешанного с водой.
 
Пасту с кристаллами гипосульфита оставляют на пятне в течение часа и затем снимают. Если пятно не удалось ликвидировать сразу полностью, то операцию повторяют. Неглубоко проникшие пятна обычно удаляются с первой обработки. После исчезновения пятна поверхность мрамора тщательно промывают водой и наносят еще раз раствор лимонной кислоты, как вначале. Действие гипосульфита может несколько нарушить полированную поверхность, но это место легко снова отполировать порошком окиси титана или окиси хрома, нанесенным на замшу. Для удаления пятен окислов железа применяют следующий состав в частях по массе:
 
Виннокислый калий или натрий 15
Вода 35
Глицерин 50
 
Из указанного состава готовят пасту, добавляя мел в соотношении 4:1. Пасту наносят на поверхность мрамора толщиной 10мм. и выдерживают ее 34 дня. Операцию повторяют до полного удаления пятна.Кроме указанных составов, для удаления пятен с мраморной скульптуры применяют 2%-ный раствор желтой кровяной соли.
 

УДАЛЕНИЕ ПЯТЕН, ОБРАЗОВАННЫХ ОКИСЛАМИ МЕДИ, БРОНЗЫ ИЛИ ЛАТУНИ
 
Пятна от меди, бронзы или латуни часто встречаются на мраморных постаментах, мраморных досках, служащих фоном для барельефов и т. п., когда по мрамору стекает вода с меди или бронзы. Пятна от окислов этих металлов почти всегда имеют зеленый цвет, вследствие образования углекислой меди, но, как указывалось, пятна могут быть и коричневыми.
 
Зеленые пятна и потеки удаляются следующим способом: смешивают в сухом виде одну часть массы хлористого аммония (нашатыря) или хлористого алюминия и четыре массы порошка талька, затем прибавляют 25%-й раствор аммиака, аммиак прибавляют до тех пор, пока не образуется густая паста. Эту пасту накладывают на пятна или потеки и выдерживают до полного высыхания. (Если пятна удаляются с полированной поверхности мраморной скульптуры, то снимать пасту следует деревянным скребком.)
 
Обычно пятна от меди, бронзы или латуни на мраморе образуются в течение очень длительного времени и проникают глубоко в камень, поэтому часто требуется повторная их обработка.
 

УДАЛЕНИЕ ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН
 
Чернильные пятна могут быть различными по интенсивности в зависимости от сорта чернил. Пятна, образованные натуральными и синтетическими чернилами, можно удалить меловой пастой, приготовленной из насыщенного раствора буры, растворенной в горячей воде. Пасту наносят на пятно и оставляют до полного высыхания. Операцию повторяют до полного исчезновения чернил.
 
В случае оставшегося бурого пятна после удаления чернил пятно обрабатывают 15%-м раствором лимоннокислого натрия, 2%-м раствором желтой кровяной соли или смоченным порошком гипосульфита, однако он нарушает полированную поверхность.Пятна от синтетических чернил из водных растворов анилиновых красителей удаляют тампонами, смоченными в аммиаке.
 
По другому способу на пятно накладывают меловую пасту на жавелевой воде или пасту из смеси хлорной извести и мела (1:1), затворенных водой. Пасту на хлорной извести накладывают на 10-15 минут, затем пятно промывают водой. Операцию удаления пятна повторяют несколько раз до полного его исчезновения.
 

УДАЛЕНИЕ ПЯТЕН, ОБРАЗОВАВШИХСЯ ОТ ДЫМА И КОПОТИ
 
Очень запущенная мраморная скульптура, находящаяся на открытом воздухе, становится серой и даже чернеет. Такая мраморная скульптура, если ее поверхность не выветрилась и достаточно плотна, может быть обработана предварительно порошком пемзы, затем раствором, состоящим из фосфорнокислого натрия и хлорной извести (растворение следует вести в глиняной или фаянсовой посуде).
 
Для приготовления состава предварительно растворяют 100 г фосфорнокислого натрия в трех литрах горячей воды и затем добавляют 50 г хлорной извести, после чего жидкости дают отстояться, пока известь не осядет. Этот состав является сильным отбеливающим средством. Раствором пропитывают фланель и плотно накладывают ее на скульптуру. Почерневшая мраморная скульптура обрабатывается несколько раз, так как копоть и дымовые газы создают довольно глубокую и плотную пленку.
 
При всех случаях обработки мрамора составы следует наносить всегда на сухую поверхность камня для полного проникновения раствора в камень. Для удаления пятен от дыма и копоти, образующихся на мраморной и другой каменной скульптуре, ее промывают составом, состоящим из 2%-го водного раствора хозяйственного мыла и раствора соды (100 г соды на 1 л воды). Растворы готовят в отдельной посуде и смешивают перед употреблением.Смесью растворов промывают скульптуру, а в случае пятен от копоти накладывают компрессы на несколько минут.
 
При появлении на скульптуре фитогенных разрушителей (мхов и лишайников) скульптуру следует после промывания дезинфицировать 10%-ным раствором формалина.
 

УДАЛЕНИЕ ПЯТЕН ОТ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ
 
Масляные пятна, особенно старые, трудно удалимы с поверхности камня. Относительно легко могут быть удалены лишь свежие пятна. Для удаления масляных пятен применяют смесь, состоящую из разных количеств ацетона и амилацетата. Удаление пятен производят наложением компрессов, смоченных перекисью водорода. Также для этих целей применяют пасту, состоящую из тринатрийфосфата, буры и талька, взятых в соотношении 1:1:3 (по массе). Приготовленную пасту затем стирают в густую массу на мыльной горячей воде; пятно удаляют, нанося пасту до ее полного высыхания. Применяют и 10%-ный раствор метилового спирта с тринатрийфосфатом, взятых в соотношении 1:1 по объему. Этим раствором смачивают асбестовую вату и прикладывают к масляному пятну. Поверх асбестовой ваты кладут железный лист и слегка обогревают его электроплиткой (закрытого типа). Операцию повторяют до полного удаления пятна.
 
Для снятия масляной краски с каменной скульптуры применяют щелочной раствор, состоящий. из 20%-го раствора едкого натрия, 0,5% глюконата натрия, 8% этиленгликоля и 71,5% воды. Раствор применяют в горячем виде. При действии раствора пленка масляной краски разрушается за несколько минут.

Изготовление продукции из камня в Алматы


Вернуться на уровень выше